47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Eestlased ning eestlastest koosnevad üksused, relvad, lahingud, varustus, autasud jne jne...
Vasta
kari lumppio
Liige
Postitusi: 312
Liitunud: 30 Mär, 2005 9:46
Asukoht: Espoo, Soome
Kontakt:

47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas kari lumppio »

Tere!

Airforce.ru foorumil nägin täna, et 47 ShAP sõjakäigu raamat "МОРСКИЕ ЛЕТЧИКИ О БОЕВОМ ПУТИ 47-го ШТУРМОВОГО АВИАПОЛКА ВВС ВМФ"
võib nüüd laadida maha Internetis. Aadress:

http://vif2ne.ru/nvi/forum/files/Allaces/shap47.zip

47 ShAP ehk ründelennuväepolk oli algselt mustamere laevastiku lennuväes aga toodi suveks 1944 läänemerele Balti laevastiku seisu. Selles perioodist koosneb raamatu osa 2 (raamat on kaheosaline).

Polk lendas saarte vallutamise ajal Suurkülast (Ämari) ning sõja järgi baseerus Pärnus (aasta vist).

Olen alles sirvinud seda raamatud ja minu kehva vene keele oskusega (kuigi Babelfishi tõlkeabil) olen selle väga huvitavaks märkanud.

Paar väga kummalist asja märkasin Soome vastastest operatsioonides:

Viiburi kohal olevad polk kohtunud soome biplaanidega ning neid tulistanud alla mitmeid. See on nüüd küll ulmejutt! Lähimad biplaanüksused Viiburile on tollal olnud vene öölähispommitajad (näiteks "Tasuja"eskadrill) ning NSGr 11 (eestlane).

Teine on Laadoga taga tammi purustamine ja Syväri-jõe üleujutamisel soomlaste (300 tuhat "hitlerlast"! absurd...) piiramine ning allaandmine. Tegelikuses olid Soome väed tõmbunud jõe taha juba mõni päev varem (alustati vist 18/19.6 öösel). Juuni 22ndal algas vene pealtung ning edu oli väga suur sest polnud vastast! Koguni kahes kohas juhtus nii et soome sapöörid olid just õhkimas Syväri (Svir) ületavad silda kui kohale ilmus vene lennuvägi mis teostas õhkimise/süütamise nende eest.


Keeleoskajad-huvilised äkki teevad lisakommentaare 47 polgu Eesti tegevuse kohta. Seos on vist nii mitmegi sellel foorumil kõneaineks olnud lahinguga.


Päikest,
Kari
andrus
Liige
Postitusi: 4332
Liitunud: 02 Juul, 2004 11:39
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas andrus »

Kopeerisin väljavõtted aruannetest siia, hea võtta, kui vaja läheb. See, kes raamatu arvutisse tõmbas, tegi seda suhteliselt ebakvaliteetselt, ettevaatust numbrite kasutamisel.
1.augustil kirjas olev rünnak 6 km Elva saarest põhjasuunas - tegelikult oli asukoht vist 3 meremiili Prangli saarest põhjasuunas.
Samal päeval kell 6:40 kirjas olev rünnak toimus võib-olla kell 16:40 jne.

Балтика. Аэродромы базирования:
Куммолово май - сентябрь 1944 г.
Сууркюль сентябрь - октябрь 1944 г.
Паланга октябрь 1944 г. - май 1946 г.
Пярну май 1946 г. - декабрь 1947 г.

ИЗ ОТЧЕТА О БОЕВОЙ РАБОТЕ 47-го ШАП ЗА ИЮНЬ 1944г. АЭРОДРОМ КУММОЛОВО
"После перелета полк приступил к боевой работе с 10 июня 1944 г. До этого личный состав занимался боевой подготовкой и вводом в строй материальной части.
На 01.07.44 из 36 числящихся в полку летчиков только 4 не имели боевого опыта.
Интенсивность боевой работы в июне значительно выше предыдущего месяца. Например, в мае полк вел боевую работу в течение 9 дней и произвел 196 самолето-вылетов, в июне также было 9 дней боевой работы, но при этом было произведено 405 самолето-вылетов.
Полк производил БШУ по кораблям и плавсредствам противника в Финском заливе, по войскам противника, местам их скопления, блиндажам, автомашинам, огневым точкам, а также штурмовое прикрытие и обеспечение наступательных действий морского десанта.
Уничтожено: 1 ТР, 1 тральщик, 3 СКА, 1 баржа, 1 баркас, 3 самолета, 1 штабная машина, 2 зенитных орудия, 6 минометных батарей, 2 автомата, 3 пулеметных точки, 8 батарей МЗА. Повреждено: 2 тральщика, 5 транспортов, 1 СКА, 2 БДБ, 1 танк, разрушено 4 ДЗОТа, 10 домов, вызвано 2 пожара, взорвано 1 минное поле.
Потери: два экипажа 2-х Ил-2 - летчик мл. лейтенант Стулиус Григорий Иванович, воздушный стрелок Серегин Юрий Георгиевич и летчик мл. лейтенант Братчиков Петр Павлович, воздушный стрелок мл. сержант Сосков Анатолий Иванович. Оба экипажа погибли при БШУ по плавсредствам в районе о. Тейкарсари, подбиты огнем ЗА.
10.06.44 47 ШАП (состав: шестерки Ил-2) был совершен первый вылет, ведущий мл. лейтенант Беляков М. В этом вылете штурмовали и уничтожали артиллерийские и минометные батареи и живую силу противника в районе Б. Коллелово.
14.06.44, во второй летный день, было совершено 3 вылета всем полком. В первых двух вылетах участвовало по 28 Ил-2, в третьем - 29. Все три вылета водил командир полка Степанян Н. В этих вылетах полк был разбит на пять групп. Ведущими групп были: Степанян, Акаев, Попов, Беляков (по другим источникам - Лазарев З.Ф.) и Борисов.
Над целью было два захода. В каждой группе были выделены самолеты подавления ЗА.
Уничтожено: 2 минометных батареи, 2 "эрликона", разрушено 2 ДЗОТа.
Все самолеты возвратились на свой аэродром.
Всего за 14.06.44 было три крупных групповых вылета. В этот день боевое задание выполняли 84 Ил-2 47 ШАП. Потерь и повреждений не было.
17.06.44 произведен БШУ по кораблям и транспортам противника у м. Пули-Ниеми. По решению командира АП задача выполнялась тремя шестерками Ил-2. Ведущим всей группы был назначен командир 2 АЭ ст. лейтенант Акаев. В результате удара прямым попаданием бомбы потоплен 1 ТР и 1 СК. 4 Ил-2 имели повреждения.
22.06.44 47 ШАП осуществлял штурмовое прикрытие и обеспечение наступательных действий морского десанта на о. Писари.
Из штаба дивизии была получена боевая задача: парами самолетов Ил-2 непрерывным штурмовым патрулированием подавлять огневые средства противника на островах Койвисто и Тиуринсари с целью обеспечения морского десанта, высадившегося на о. Писари.
Для выполнения поставленной задачи командир полка выделил 8 пар Ил-2. Вылет первой пары - в 7 утра, последующие - через каждые 20 минут. Смена пар - над целью. Остров был полностью очищен от захватчиков.
Выполнен 161 самолето-вылет. Уничтожено: 9 минометных батарей, 125 человек, разрушено 5 домов, вызвано 8 пожаров".

ИЗ ОТЧЕТА О БОЕВОЙ РАБОТЕ 47-го ШАП ЗА ИЮЛЬ 1944 г. АЭРОДРОМ КУММОЛОВО
"В течение месяца полк выполнял следующие задачи: уничтожение кораблей и плавсредств противника в Финском заливе, обеспечение наступательных действий морских десантов на островах Выборгского залива, подавление ЗА и МЗА противника в порту Котка в целях обеспечения бомбового удара 8 МТАД по броненосцу береговой обороны (ББО). Вел поиск ПЛ противника на ближних коммуникациях в Финском заливе. За июль полком было произведено 527 боевых вылетов.
Было потоплено: 4 тральщика, 3 СКА, 2 сухогрузных баржи. Повреждено: 1 эсминец, 8 СКР, 1 СКА, 7 тральщиков, 1 транспорт. Уничтожено: 80 человек живой силы, 3 минометных батареи, сбит 1 самолет, взорван 1 склад боезапаса, подавлено 2 батареи ЗА, 9 МЗА, вызвано 10 взрывов и 31 пожар.
Потери: 04.07.44 два экипажа были сбиты огнем ЗА. Экипаж-летчик капитан Чернов Г.М., воздушный стрелок ст. краснофлотец Мандров А.И - погибли при БШУ по артбатареям и огневым точкам противника на острове Суонион-Сари - упали над целью. А экипаж - летчик мл. лейтенант Литвинов Б., воздушный стрелок мл. сержант Просвирин А.П. - производили БШУ по плавсредствам противника в Финском заливе. Самолет упал в воду западнее о. Суонион-Сари.
04.07.44 был самым напряженным днем. В этот день выполнено 7 боевых вылетов, в которых участвовало: в первом вылете 30 Ил-2, во 2-м - 28, в 3-м - 15, в 4-м - 6, в 5-м - 18, в 6-м - 18, в 7-м - 6 Ил-2. Ведущими в 7 вылетах были: Степанян Н. (дважды), Попов Г. (дважды), а Удальцов Г., Беляков М., Акаев в тех вылетах, где участвовало от 15 до 30 Ил-2. Назначались еще ведущие групп (по 5-6 Ил-2 в группе). Этими ведущими групп были: Борисов И. - в 4 вылетах, Божок А. - в 3-х, Акаев Ю., Беляков М., Глухарев В. - в 2-х, Попов Г., Лазарев З., Удальцов Е., Остапенко В. - в 1 - м вылете.
Боевые вылеты были произведены по огневым точкам и живой силе противника в районе дер. Тейкар-Сари, о. Суонион-Сари, а также по плавсредствам в районе о. Тейкар-Сари, о. Тупиуран-Сари и Сатама-Лахт.
При ударах по морским целям потоплены: 1 СКР к 1 баржа, повреждены: 1 ТР и 1 СКР. Потери: 2 экипажа и 7 Ил-2 повреждено.
16.07.44 - обеспечение БШУ 8 МТАД по броненосцу береговой обороны (ББО) в порту Котка.
Разведкой был обнаружен в порту Котка ББО. Командиром дивизии была поставлена задача 47 ШАП четырьмя группами по 6 Ил-2 подавить зенитные батареи противника в порту Котка с целью обеспечения удара по ББО 8 МТАД.
Командир полка назначил ведущим первого эшелона командира 1 АЭ Попова Г., второго - командира 3 АЭ Борисова И., ведущими вторых шестерок каждого эшелона - Удальцова Е. и Лазарева 3. Полк прикрывали истребители 9 ИАП.
При подходе к цели противник открыл сильный заградительный огонь с острова Хелла и с южной окраины порта Котка.
Первый эшелон штурмовиков ударил по батареям противника. При выходе из атаки экипажи наблюдали подход к цели наших самолетов ПЕ-2. Огонь зенитных батарей заметно ослаб.
Атака второго эшелона штурмовиков совпала с началом пикирования ПЕ-2, вслед за которыми шли на высоте 30-40 м 4 самолета А-20-Ж.
При выходе из атаки экипажи наблюдали прямые попадания двух бомб с самолетов ПЕ-2 в ББО.
Вывод: поставленная полку задача была выполнена. Своими действиями самолеты Ил-2 обеспечили успех операции. Совместными действиями самолетов ПЕ-2, А-20-Ж и Ил-2 ББО был потоплен.
Предполагалось, это был ББО "Вяйнемяйнен", но фактически был потоплен другой корабль противника.
Со стороны штурмовиков потерь не было. В проведенной операции отмечается четкая организация взаимодействия разных родов авиации: штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков.
20.07.44 БШУ по кораблям противника в Нарвском заливе. Воздушная разведка обнаружила 3 СКР, 4 ТЩ, 6 СКА, стоящие на месте в 10 км севернее селения Тойло.
Командир дивизии приказал 47 ШАП 25 Ил-2 под прикрытием 18 ЛАГГ 39 ИАП (видимо, опечатка – 9 иап, а 39-й был на ТОФ) уничтожить 3 СКР. Ведущим был Попов.
Одним заходом 18 Ил-2 с планирования и 7 Ил-2 топмачтовым методом атаковали 3 СКР, 4 ТЩ, 4 СКА в 5 км северо-западнее селения Тойло. Атака производилась следующим образом. Ведущий группы 5 Ил-2 с высоты 1100 м планировали до 300-250 м, обстреливая корабли из пушек, пулеметов и РС, а с высоты 200 м сбросили бомбы осколочного действия с целью поражения ЗА. За первой группой в атаку вышли 4 топмачтовика, прикрываемые следующими за ними 5 Ил-2, вслед за которыми в атаку вышли еще 3 топмачтовика. Замыкающей была группа 8 Ил-2, которая бомбометание произвела с планирования. В результате удара прямыми попаданиями бомб потоплен 1 ТЩ и повреждены 2 СКР. Был сильный огонь ЗА и МЗА с кораблей и с берега.
Самолет летчика мл. лейтенанта Донского Павла Адольфовича (воздушный стрелок Комаров В.И.) сбит огнем ЗА. На горящем самолете летчик произвел посадку на воду в 5 км западнее селения Гаккова. Летчик и самолет утонули, воздушный стрелок подобран нашими катерами.
21.07.44 полком был произведен повторный удар. В результате противник потерял еще 2 ТЩ и было повреждено еще несколько плавединиц. С нашей стороны потерь не было.
Проведенная операция была успешной. Противник потерял 3 ТЩ, сильно повреждены 2 СКР и 2 СК. Наши потери - 1 Ил-2".

ИЗ ОТЧЕТА О БОЕВОЙ РАБОТЕ 47-го ШАП ЗА АВГУСТ 1944 г. АЭРОДРОМ КУММОЛОВО
Выполняемые задачи в течение месяца: БШУ по кораблям и плавсредствам противника в Финском заливе, поиск и уничтожение ПЛ противника, подавление огня артиллерийских и минометных батарей в районе селения Баласте в целях обеспечения операций торпедных катеров по спасению экипажей наших самолетов, выполнение боевого задания по обнаружению целей. Всего было выполнено 162 боевых самолето-вылета.
В результате БШУ было потоплено: 2 ТЩ, 2 СКА. Повреждено: 2 ТЩ, 1 СКР, 1 БДБ. В воздушном бою сбито 3 самолета противника в районе острова Эльва. Сбили: мл. сержант Полянский В.А. - ФВ-190, мл. сержант Щекатуров М.К. - МЕ-109, один ФВ-190 сбили трое в групповом бою: мл. сержанты Дементьев А.А., Титенко Е.А. и сержант Слепцов В.Г.
Потери: 06.08.44 командир звена ст. лейтенант Козиков Борис Сергеевич и штурман звена лейтенант Клименко Павел Андреевич при БШУ по береговым батареям были сбиты ЗА, самолет упал над целью в районе Валасте-Тойло, экипаж погиб.
01.08.44 БШУ по кораблям противника в 6 км севернее о. Эльва.
Рано утром истребителями 9 ИАП было обнаружено в 15 км северо-восточнее залива Кунда-Лахт 3 СКР, 2 буксира с двумя баржами и 4 СКА.
Командир полка поставил перед командирами эскадрилий задачу: уничтожить не менее 2 СКР. Для удара было выделено 24 Ил-2 в составе 3 групп. Ведущими были назначены: Попов Г., Акаев Ю., Борисов И. Прикрывать должны 24 ЛАГГ-3. В 6 час 40 мин 16 Ил-2 одним заходом с планирования и 8 Ил-2 топмачтовым методом атаковали 2 СКР, 4 ТЩ, 4 СКА в 6 км севернее острова Эльва. В результате удара противник потерял 1 ТЩ, 1 СКА. Был также поврежден 1 СКА. В воздушном бою было сбито 3 самолета противника (2 ФВ-190, 1 МЕ-109). С нашей стороны потерь не было. 2 Ил-2 получили повреждения от ИА противника, 6 Ил-2 получили повреждения от ЗА".

ИЗ ОТЧЕТА О БОЕВОЙ РАБОТЕ 47-го ШАП ЗА СЕНТЯБРЬ 1944 г. АЭРОДРОМ КУММОЛОВО
"Выполняемые задачи в сентябре: БШУ по кораблям и транспортам противника в Финском заливе и в порту Таллинн. Общее количество произведенных вылетов - 83.
Потоплено: 2 БДБ, один транспорт. Повреждено: 4 БДБ, один транспорт.
03.09.44 БШУ по БДБ противника в 4 км северо-западнее мыса Улунеме.
Воздушная разведка обнаружила в заливе Кунда-Лахт 3 СКР, 1 ТЩ, 1 СКА. Командир дивизии приказал 8 и 47 полкам уничтожить 3 СКР и 1 ТЩ. Было выделено по 24 Ил-2 из каждого полка. Командир 47 ШАП потребовал от своих летчиков уничтожить не менее 2 СКР.
В 10 час 55 мин 23 Ил-2 в составе 3 групп (ведущие Удальцов Е., Борисов И. и Попов Г.) вылетели на боевое задание в сопровождении 19 Як-9.
Подойдя к заливу Кунда-Лахт, СКР противника не обнаружили. Ведущий Удальцов Е. принял решение атаковать 5 БДБ и 1 СКА, обнаруженные в 4 км северо-западнее мыса Уллунеме. Одним заходом 15 Ил-2 с планирования и 8 Ил-2 топмачтовым методом атаковали 5 БДБ из пушек, пулеметов и РС, и с высоты 350 м сбросили бомбы. Остальные самолеты первой группы вышли в атаку топмачтовым методом. Вслед за первой группой атаковала вторая группа. Порядок атаки такой же. Третья группа атаку производила с планирования.
В результате удара от прямых попаданий бомб потоплена 1 БДБ и 1 БДБ повреждена.
Противодействие: сильный огонь с БДБ и с берега. Последняя группа Ил-2, которая отстала от остальной группы, была атакована 8 ФВ-190. Истребители противника атаку производили сзади и сбоку из облачности. Огонь вели с малых дистанций. В результате воздушного боя воздушным стрелком мл. сержантом Пугаевым сбит 1 ФВ-190.
Самолет летчика лейтенанта Филиппова Бориса Владимировича (воздушный стрелок мл. сержант Андреев Н.Н.) сбит двумя ФВ-190. Горящий самолет врезался в воду в 15 км северо-западнее Азери. Экипаж погиб.
4 Ил-2 имеют повреждения от ЗА и ИА противника. В течение сентября технический состав совместно с заводской ремонтной бригадой отремонтировал 53 Ил-2.
22.09.44 БШУ по транспортам противника в порту Таллинн.
Предварительным распоряжением командир дивизии поставил задачу командиру 47-го ШАП с подвесными бачками в часовой готовности иметь 11 Ил-2 для действия по кораблям противника в порту Таллинн.
Для выполнения поставленной задачи командир полка выделил по 4 лучших экипажа от каждой АЭ. Бомбовая зарядка - по 3 ФАБ-100 на самолет и РС. Разведка сообщила, что в порту Таллинн находится 10 транспортов, 10 СКР. Командир дивизии приказал 47 ШАП уничтожить транспорт.
12 Ил-2 в составе 3-х групп, ведущий Степанян Н., вылетели для выполнения боевого задания, имея в непосредственном прикрытии 10 Як-9 9 ИАП. Штурмовики шли строем левого пеленга в четверках. Через 50 мин полета были сброшены подвесные бачки.
Одним заходом 4 Ил-2 с планирования со стороны солнца и 8 Ил-2 с низких высот атаковали 2 транспорта водоизмещением 8000 т каждый на рейде порта Таллинн. В результате прямых попаданий 3 бомб был потоплен 1 ТР 8000 т и 1 ТР 8000 т поврежден.
На отходе от цели был сильный огонь ЗА и МЗА с кораблей и порта.
Заход со стороны солнца обеспечил скрытность захода, ввиду чего при подходе к цели противник огня не вел.
В течение сентября технический состав совместно с заводской ремонтной бригадой отремонтировали 53 Ил-2.

ИЗ ОТЧЕТА О БОЕВОЙ РАБОТЕ 47-го ШАП ЗА ОКТЯБРЬ 1944 г. АЭРОДРОМ ПАЛАНГА
"Выполнялись задачи: БШУ по кораблям противника в портах острова Эзель, Либава и штурмовое патрулирование по обеспечению десанта в районе пролива Соэла-Вяйн с одновременным поиском и уничтожением плавсредств противника, выполнено 159 самолето-вылетов.
Уничтожено: 6 транспортов, 1 ТЩ, 4 БДБ, 2 СКА, 4 мотобота, 1 сухогрузная баржа, 1 СК, 650 человек живой силы, сбит 1 самолет противника. Повреждено: 1 ЭМ, 1 транспорт, 3 БДБ, 1 СКР, 1 СКА, 2 сухогрузные баржи, 1 СК.
Потери: 05.10.44. Экипаж летчика лейтенанта Чикунова Н.В. (воздушный стрелок мл. сержант Сударкин А.П.) при нанесении БШУ по кораблям противника в порту Курессаре был сбит огнем ЗА. Произвел посадку на территории противника в 30 км от линии фронта. Самолет сгорел, экипаж 08.10.44 вернулся в часть.
06.10.44 2 Ил-2 производили барражирование без прикрытия истребителей над своими плавсредствами в 15 км от Курессаре (северо-восточнее). Самолеты были атакованы 8 ФВ-190. В результате воздушного боя экипаж мл. лейтенанта Жиманова Василия Дмитриевича (воздушный стрелок мл. сержант Устяхин Василий Алексеевич) с задания не возвратился. Экипаж ст. лейтенанта Удальцова Е.А. (со штурманом АЭ капитаном Румянцевым А.А.) в воздушном бою был атакован, самолет разбит, экипаж вернулся в часть.
07.10.44 при БШУ по кораблям противника в бухте Кихелькона 3 Ил-2 были сбиты огнем ЗА противника. Погиб экипаж летчика зам. командира АЭ ст. лейтенанта Божка Андрея Андриановича с воздушным стрелком ст. сержантом Одинцом Виктором Харитоновичем. На обратном маршруте в районе Хапсалу самолет внезапно резко пошел на падение на нос и с углом 40 - 60 врезался в землю.
Самолет летчика мл. лейтенанта Иванова К.А. (воздушный стрелок сержант Названов П.Я.) был подбит прямым попаданием снарядов ЗА в левую плоскость и в левую часть стабилизатора, самолет сильно начал крениться влево, на обратном маршруте в 3-х км южнее дер. Липпалуэ загорелся задний бензобак. Самолет продолжал резко крениться влево. Летчик произвел посадку прямо перед собой на фюзеляж. Самолет сгорел. Экипаж невредим.
Огнем ЗА повреждена правая плоскость самолета мл. лейтенанта Бунина В.И. (воздушный стрелок мл. сержант Мещеряков Б.С.), отбит правый элерон, перебит трос правого триммера, самолет был трудноуправляем. Перетянув залив, приземлился на фюзеляж на берегу в районе Хапсалу. Экипаж невредим.
27.10.44 экипаж летчика мл. лейтенанта Захарченко Ю.П. (воздушный стрелок сержант Титенко Е.А.) при перелете по маршруту Сууркюль-Пярну-Паневежис-Паланга с промежуточными посадками на аэродромах Пярну и Паневежис был атакован 6 МЕ-109. В воздушном бою самолет был подбит, летчик произвел посадку на фюзеляж в районе Шилуте. Самолет разбит, экипаж невредим.
28.10.44 при нанесении БШУ по кораблям противника в порту Либава при выходе из атаки на высоте 150-200 м группа 8 Ил-2 была атакована 8 ФВ-190. В результате воздушного боя 2 Ил-2 были подбиты. Экипаж мл. лейтенанта Турина Федора Васильевича (воздушный стрелок мл. сержант Пиканин Василий Степанович) и экипаж мл. лейтенанта Захарова Владимира Ивановича (воздушный стрелок мл; сержант Пряхин Иван Иванович) горящими упали в воду в 8-9 км юго-западнее порта Либава. Самолеты и экипажи затонули.
06.10.44 БШУ по кораблям противника в заливе Курессаре. Командир дивизии приказал командиру 47-го ШАП выделить 18 Ил-2 для уничтожения транспортов противника в заливе Курессаре. Командир полка выделил 6 Ил-2 от 1 АЭ и 6 Ил-2 от 3 АЭ. Ведущим всей группы был назначен Борисов И. Ведущим второй группы был назначен Беляков М. На боевое задание вылетели, имея непосредственное прикрытие 8 Як-9. Подойдя к заливу Курессаре, ведущий подал команду: "Атакуем правый транспорт", - и повел в атаку. Одним заходом 8 Ил-2 с планирования и 4 Ил-2 топмачтовым методом атаковали 1 РТ, 2 БДБ, 1 СКА.
В результате удара потоплены 1 транспорт водоизмещением 3000 т и 1 БДБ, поврежден 1 СКА.
Противодействие: сильный огонь ЗА и МЗА. Потерь нет. Поврежден 1 Ил-2.
ВЫВОДЫ. Проведенная операция была успешной. Заход со стороны солнца обеспечил штурмовикам скрытность при подходе к цели. Противник интенсивного огня не вел и открыл его только при отходе от цели.
30.10.44 БШУ по кораблям и транспортам противника в порту Либава.
Утром командиром дивизии перед командиром 47-го ШАП была поставлена задача - бомбоштурмовым ударом уничтожить не менее 2 транспортов противника на внутреннем рейде порта Либава. Командир полка выделил 18 Ил-2 по 6 экипажей от каждой АЭ. Ведущим всех групп назначил капитана Акаева Ю. Бомбовая зарядка - по 2 ФАБ-250 на самолет. При проигрыше полета командир полка обратил особое внимание на действие топмачтовиков, взаимодействие с истребителями прикрытия, противозенитный маневр при подходе к цели, атаке и отходе.
18 Ил-2 в составе 3-х групп - Акаев, Цикун, Старостин - вылетели на боевое задание, имея в непосредственном прикрытии 14 ЛАГГ-3 и 5 Як-9.
В 14 час одним заходом все три группы на дистанции 400 - 500 м одна от другой атаковали два транспорта, стоящие в составе 17 различных кораблей на внутреннем рейде порта Либава. Первый удар нанесли два самолета первой группы по одному транспорту водоизмещением 3000 т. За ними вышли в атаку 2 самолета томпачтовиков с ФАБ-250. Последние 2 самолета обеспечивали выход из атаки топмачтовиков и фотографировали.
В результате удара было потоплено 2 транспорта водоизмещением 3000 т и 1200 т.
При подходе к пели и в момент атаки цели группы были обстреляны огнем ЗА и МЗА с кораблей и порта Либава. При выходе из атаки наблюдали в воздухе до 13 ФВ-190, ведущих воздушный бой с нашими истребителями.
Компактный строй при подходе к цели, организованный отход от цели и хорошее взаимодействие с истребителями прикрытия обеспечили нанесение значительного ущерба противнику без своих потерь".

ИЗ ОТЧЕТА О БОЕВОЙ РАБОТЕ 47-го ШАП ЗА НОЯБРЬ 1944 г. АЭРОДРОМ ПАЛАНГА
"В ноябре полк выполнял задачи по уничтожению транспортов и кораблей противника в ВМБ Либава и на переходе морем Либава-Кенигсберг-Данцигская бухта.
Производился периодический поиск и уничтожение кораблей противника в юго-восточной части Балтийского моря. Летали парами.
Всего за отчетный период полком произведено 86 самолето-вылетов.
Потоплено 2 транспорта. Повреждено 4 транспорта и 1 СКР.
Боевые потери: 16.11.44 при выполнении боевого задания на БШУ по 1 СКР и 1 БДБ топмачтовым методом в районе 14 км северо-западнее г. Паланга ведущий группы 4 Ил-2 командир звена капитан Набойченко Анатолий Игнатьевич (воздушный стрелок сержант Васелюк Вениамин) был подбит прямым попаданием снаряда ЗА в мотор. Летчик произвел посадку на воду в 2-3 км западнее Паланги. Самолет затонул, экипаж не подобран.
26.11.44 БШУ по транспортам противника в море.
Боевым распоряжением штаба дивизии была поставлена задача - уничтожить транспорта противника, обнаруженные воздушной разведкой в заданной точке. Для выполнения поставленной задачи командиром полка было выделено 20 Ил-2 в составе четырех групп - две группы по 4 Ил-2 и две по 6. Интервал между группами 5-10 мин. Первая группа 4 Ил-2 (ведущий Остапенко В.) имела в непосредственном прикрытии 2 Як-9. Она произвела два захода на 2 транспорта. На первом заходе первая пара вышла в атаку топмачтовым методом, вторая пара - обеспечивала выход из атаки пушечно-пулеметным огнем и РС топмачтовиков. Бомбы не сбрасывала. На втором заходе группы поменялись ролями. Последующие две группы (ведущие Старостин М. и Громов Н.) атаку производили аналогичным образом.
Ни одна из этих групп результатов не добилась.
Четвертая группа имела 7 Ил-2 (ведущий Акаев Ю.), одним заходом атаковала 2 транспорта, идущих на Либаву, 4 Ил-2 вышли в атаку топмачтовым методом, а 3 Ил-2 обеспечивали выход из атаки топмачтовиков. В результате удара прямым попаданием 1 ФАБ-250 в головной транспорт водоизмещением 3000 т был потоплен. При подходе к цели и в момент атаки самолеты были обстреляны огнем ЗА и МЗА с транспортов.
27.11.44 БШУ по транспортам и кораблям противника в ВМБ Либава.
Была поставлена задача - бомбоштурмовым ударом во взаимодействии со штурмовиками 8 ГШАП уничтожить транспорты и корабли противника в аванпорту Либава. Для выполнения поставленной задачи в 47 ШАП было выделено две группы по 6 Ил-2 в каждой. Ведущим первой группы был назначен Борисов И., второй - Старостин М. Бомбовая зарядка для первой группы - по 4 ФАБ-100, для второй - по 2 ФАБ-250 на первых 4-х самолетах и по 4 ФАБ-100 на замыкающей паре.
12 Ил-2 под прикрытием 18 Як-9 вылетели на боевое задание. Дистанция между группами - 300-400 м. В силу плохих метеоусловий высота полета не превышала 400 м. При подходе к цели летчики могли набрать высоту 600 м. Погода в районе цели: облачность 400-600 м, дождь, видимость 1 км.
Транспорты в порту Либава атаковали одним заходом. Первая группа вышла в атаку непосредственно за последней группой 8 ГШАП. Бомбы сбросили с планирования с высоты 200 м, имея основную задачу подавить огонь ЗА и МЗА с транспортов в целях обеспечения удара следующей за ней группы топмачтовиков. Первые 4 самолета второй группы вышли в атаку топмачтовым методом. Замыкающая пара самолетов атаковала с планирования, обеспечивая выход из атаки топмачтовиков.
В результате прямых попаданий ФАБ-250 и ФАБ-100 в два транспорта был потоплен один транспорт водоизмещением 6000 т, один транспорт водоизмещением 8000 т поврежден.
На подходе к цели штурмовики были обстреляны сильным огнем ЗА и МЗА с транспортов, кораблей и с берега.
Самолет летчика лейтенанта Захарченко Ю. (воздушный стрелок Титенко) сбит над целью прямым попаданием ЗА.
Самолет летчика мл. лейтенанта Жулинского (воздушный стрелок Щербаков М.) подбит, произвел посадку на воду 7-8 км южнее Либавы и затонул. Экипаж погиб. Встреч с ИА противника не было. Несмотря на сложные метеоусловия, проведенная операция была успешной".
Kasutaja avatar
FW Anton
Liige
Postitusi: 1831
Liitunud: 01 Jaan, 2005 20:06
Asukoht: Tallinn
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas FW Anton »

igatahes tänud Andrusele kuna link ei tööta!
Anton - horridoo!
andrus
Liige
Postitusi: 4332
Liitunud: 02 Juul, 2004 11:39
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas andrus »

Proovi siis sellist linki: http://www.allaces.ru/links/shap47.zip

Kui kellegil oleks viitsimist asjaga tegeleda, võiks üritada näiteks antud üksuse Soome vastu tegutsemise täpsema vaatluse alla võtta.
Soomlastel on mitmesugused sõjapäevikud internetis saadaval, lisaks on veel selline tore raamat, kus osa seda tööd on ehk juba ära tehtud: http://www.militaar.net/phpBB2/viewtopi ... 23#p296423 Артем Астафьев, Вячеслав Мосунов, Вячеслав Никитин: "Архипелаг в огне. Десанты на острова Бьерке и Выборгского залива летом 1944 года."

Sellest, et eespool toodud lahingutegevuse aruannetes on antud polgu ettevõtmised fragmentaarselt kajastatud, saame kah ehk üle :)

Lisaks, äkki kellegile pakub huvi PBL õhujõudude ohvitser- ja seersantkoosseisu taastumatud kaotused alates 1944.a. juunist kuni aasta lõpuni: http://share.ee/files/7838/TsVMA-864-1-713.djvu.html
Arhiiviviide faili nimes, võetud obd-memorialist. 47.shap kaotused ka olemas.
andrus
Liige
Postitusi: 4332
Liitunud: 02 Juul, 2004 11:39
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas andrus »

Polgu tegevus juunikuus võiks ühepoolsete andmete alusel välja näha umbes nii (toortõlge):

10.06.1944
Keskpäeva paiku ründas 6 Il-2 (47.shap) 6 LaGG-3 kaitse all vaenlase elavjõudu ja tanke Boljšoje Kallelovo (asub vist Mainilast mõni km kirdes).

14.06.1944
Kell 09:50 ründas 28 Il-2 30 hävituslennuki LaGG-3 (9.iap) kaitse all vaenlase positsioone ja elavjõudu Vuottast edelas. Hävitati miinipildujapatarei, 3 väiksekaliibrilist automaatsuurtükki, kuni 80 jalaväelast ja purustati 2 dzotti. Üks Il-2 sai õhutõrjetulest vigastada.
Kella 13:48 kuni 18:54 sooritasid Il-2 (8.gshap ja 47.shap) 4 rünnakut vaenlase elavjõu ja tehnika pihta Vuotta lähistel. Ründelennukid tegid 108 lennukiväljalendu, neid katnud hävituslennukid LaGG-3 (9. ja 11.iap) 105 lennukiväljalendu. 4 rünnaku tulemusena hävitati 11 autot, buss, dzott, 2 miinipildujapatareid ja 3 kuulipildujapunkti, suruti maha õhutõrjepatarei tuli, tekitati 5 tulekahju, hajutati ja osaliselt hävitati kuni 600 jalaväelast.

15.06.1944
Kella 08:20 kuni 08:36 ründas laevastiku lennuvägi vaenlase laevu Narva lahes. 08:20 kuni 08:24 ründasid 25 Il-2 (7.gpshap) 28 Jak-9 ja Jak-1 (13.iakp) kaitse all nelja dessantlaeva, 6 traalerit ja 4 vahikaatrit Valastest 4 miili loodes; uputati vahikaater. Selle grupi järel ründasid samu laevu 24 Il-2 (8.gshap), 25 Il-2 (47.shap) 70 hävituslennuki Jak-7 ja LaGG-3 (9. ja 11.iap ja 12.iakp) kaitse all. Otsetabamusi laevadesse ei märgatud. Vaenlase laevade õhutõrjetulega ja lahingus vaenlase hävitajatega lasti alla 4 Il-2, kaks nendest kukkus vette sihtmärgi lähistel, 2 tegid hädamaandumise Kaibolovo lähistel; nende lennukite meekonnad päästeti meie kaatrite poolt. Viies Il-2, mis oli õhutõrjetulest vigastatud, maandus kerele Kirjamo küla lähistel (Gakkolovost kagus). Kuues Il-2 ei naasnud lennuväljale teadmata põhjusel.
Kell 12:45 ründas 12 lennukit Il-2 (8.gshap) ja 21 lennukit Il-2 (47.shap) 26 hävituslennuki LaGG-3 (9. ja 11.iap) kaitse all vaenlase elavjõudu ja tehnikat Vuottas. Hävitati väiksekaliibriline õhutõrjepatarei ja 6 vankrit, hajutati ja osaliselt hävitati kuni 80 vaenlase sõdurit ja ohvitseri.

55-60 vihollislentokoneen hyökkäys saksalaisia vartioaluksia vastaan Narvanlahdella, 5 konetta ammuttiin alas, saksalaisilla ei vaurioita.

17.06.1944
Laevastiku lennuvägi ründas vaenlase laevu ja ujuvvahendeid Viipuri lahes. Lennukid Il-2 (7.gpshap, 8.gshap, 35. ja 47.shap) sooritasid 161 lennukiväljalendu, nendest 134 sooritati kella 09:12 kuni 18:36 Ristiniemi, Vilalahti ja Teikarsaari, Tuppuransaari ja Björkö rajoonis. Ristiniemi lähistel uputati traaler, torpeedo- ja vahikaater, puksiir, praam ja 4 paati, vigastati 2 dessantalust; Vilalahti lähistel uputati 2000 t transport ja vigastati dessantalust; Pitkäniemi lähistel uputati 1 dessantalus ja vigastati teist; Teikarsaari lähedal vigastati transportlaeva; Kuninkaansaari juures uputati oletatavasti transportlaev. Rünnakul hukkusid 2 Il-2 (8.gshap) Teikarsaari lähistel. Ülejäänud 27 lennukiväljalendu olid tulemusteta, lennukid naasid pommidega oma lennuväljale, kusjuures 6 lennukit naasid juhtlennuki rikke tõttu. 21 Il-2 naasid päeva teise poole lõpus halbade ilmastikuolude tõttu (pilvede kõrgus 50m, vihm).
Hävituslennukid LaGG-3, Jak-1, Jak-7 ja Jak-9 (9. ja 11.iap, 12. ja 13.iakp) sooritasid päeva jooksul 181 lennukiväljalendu Viipuri lahes tegutsevate ründelennukite katmiseks.

Tänään klo 08:15 vihollisen lentokonehyökkäyksessä Ristiniemen eteläpuolella sai Saattaja 764:n hinauksessa ollut moottorivene LA-86 täysosuman ja upposi. Yksi mies kaatunut.

18.06.1944
Laevastiku lennuvägi ründas vaenlase laevu Viipuri lahes. Lennukid Il-2 (7.gpshakp, 8.gshap, 35. ja 47.shap) sooritasid 264 lennukiväljalendu. Kolm lennukit eraldusid oma grupist ja naasid oma lennuväljale ülesannet täitmata; 6 lennukit naasid seetõttu, et sihtmärgi rajoonis oli pilvede kõrgus 200-300 m aga lennukitel olid hetktoimega sütikutega pommid. Ülejäänud lennukid kella 06:35 kuni 19:34 ründasid vaenlase laevu ja ujuvvahendeid Ristiniemi, Teikarsaari lähistel, Piisaari, Torsaasi ja Björkö vahel ja Björkösundi põhjaosas. Uputati 6 transportlaeva, 4 dessantalust, 5 mootorkuunarit, 3 puksiiri ja 2 vahikaatrit; oletatavasti uputati transportlaev, dessantalus ja mootorkuunar, vigastati 3 transportlaeva ja 6 dessantalust. Õhutõrjetuli laskis alla 6 Il-2.
Lennukid Jak-1, Jak-7, Jak-9 ja LaGG-3 (9. ja 11.iap, 12. ja 13.iakp) sooritasid 280 lennukiväljalendu ründelennukite katmiseks Viipuri lahes.

Useat 30-40 koneen laivueet ovat tehneet hyökkäyksiä kuljetuksiamme vastaan Viipurinlahdella. Höyrylaiva Sbjörn sai osuman ja upposi Ristiniemen itäpuolella. Raiv. Narvi sai osuman ja hinattiin Vilajoelle. Saat. Kustaanmiekka, Vmv. 15, 17 ja yksi saksalainen tykkilauta vaurioituivat. Huolto-laiva Shell 4 paloi hylyksi. Yhden IL-2:n havaittu putoavan.

19.06.1944
Kella 12:36 kuni 13:37 ja kella 16:17 kuni 21:12 ründasid lennukid Il-2 (7.gpshakp, 8.gshap, 35. ja 47.shap) vaenlase laevu ja ujuvvahendeid, sooritades 177 lennukiväljalendu. Transundi sadama idalahes uputtati 1 ja vigastati 2 transpordipraami; Koivisto poolsaarest põhjas uputati praam; Ristiniemi lähistel uputati 2 puksiiri ja vigastati 2 transpordilaeva, kumbki 1000 t; Satamalahtis uputati 1000t transportlaev; Kiuskerist umbes 3 meremiili põhja suunas vigastati dessantalust; Pitkäpasi idakalda lähistel vigastati transpordilaeva; Pukkio lähistel uputati 1 ja vigastati teist dessantalust; Patio lähistel uputati vahikaater, barkass, transpordilaev 2000 t, oletatavasti uputati veel üks transpordilaev ja vigastati kahte transpordilaeva, dessantalust ja traalerit.
Kaks Il-2 mis olid õhutõrje poolt vigastatud, purunesid maandumisel, meeskonnad jäid terveks. Kolmas Il-2, samuti õhutõrje poolt vigastatud, laskus vette ja uppus, meeskond päästeti.
Sihtmärgist eemaldumisel rünnati ühte ründelennukite gruppi 4 Me-109 poolt. Ühe nendest tulistas laskur seersant Solodovnikov alla. Ründelennukite tegevust katsid hävitajate Jak-1, Jak-7, Jak-9 ja LaGG-3 (9. ja 11.iap, 12. ja 13.iakp) grupid, mis sooritasid 152 lennukiväljalendu. 4 Jak-9, mis katsid ühte ründelennukite gruppi, tulistasid alla vaenlase FW-190, mis koos teiste FW-190 üritas rünnata ründelennukeid nende lähenemisel sihtmärgile.
Kella 18:30 kuni 20:05 otsisid 1 Il-2 (47.shap) kahe LaGG-3 (9.iap) ja 2 La-5 (3.giap) katte all vettekukkunud Il-2 ja suunasid sellele meie kaatreid.

Vihollinen pommittanut useaan otteeseen patteri- ja kasarmialuetta Koivusaaressa. 25.Jär.Ptrin 1 tykki saanut täysosuman ja tuhoutunut. Tarkistettujen tietojen mukaan ammuttiin eilen RTR 2:n alueella alas yhteensä 7 viholliskonetta. […] Laivasto on ampunut Ristiniemen luona yhden IL-2 alas ja saksalaiset M-veneet Pitkäpaaden luona yhden lentokoneen.

Jatkuvissa ilmahyökkäyksissä saksalainen tykistölautta upposi. Saat. 763 ja Raiv. Fersen vaurioituivat lievästi.

Raiv. Narvi ja yhdysalus Porkkala ampuivat 18.6. yhdessä alas yhden koneen. Saksalaiset tykistölautat ampuneet Partialan salmessa alas 4 lentokonetta. […] RTR 2:n it.aseet pudottaneet eilispäivän kuluessa 5 viholliskonetta.

20.06.1944
Kella 04:55 kuni 11:20 ründasid lennukid Il-2 (7.gpshakp, 8.gshap, 35. ja 47.shap) hävituslennukite Jak-1, Jak-7, Jak-9 ja LaGG-3 kaitse all vaenlase laevu ja ujuvvahendeid Viipuri lahes ja Narvi saarest põhjas ning loodes. Ründelennukid sooritasid 167, hävituslennukid 88 lennukiväljalendu.
Meeskondade ettekannete põhjal uputati 6 dessantalust ja vigastati vahilaeva, 4 dessantalust, 2 traalerit ning transpordilaeva.
Vaenlase õhutõrjetule poolt lasti alla 2 Il-2. Kolmas Il-2 riivas pikeerimisest väljudes kandepinnaga vett ja kukkus sihtmärgi läheduses vette, lennuk ja meeskond uppusid. Õhulahingutes lasti alla 3 FW-190.

Päivän aikana jatkuvissa lentohyökkäyksissä saaristossamme yksi saksalainen miinalautta vaurioitui osumasta. Saksalaiset alukset ovat ampuneet 5 vihollislentokonetta alas. Klo 05:27 putosi 1 kone Pukkion itäpuolelle. Klo 17:31 20 Pe-2 ja 11/1 pommitti Kirkkomaan satama-aluetta. Pommituksessa tuhoutui miinavarasto, miinankuljetusalus Otter, 2 miinaproomua ja 8 moottorivenettä. […] Saarenpään patteri- ja majoitusalueita pommitettu 5 kertaa, vauriot pienet.

21.06.1944
Kella 7:30 kuni 10:25 ründasid 106 lennukit Il-2 (7.gpshakp, 35.shakp ja 47.shap), 4-9 lennukist koosnevate gruppidena vaenlase laevu Ruonti saarest edelas, heites neile 384 FAB-100 pommi ja lastes 338 RS-82, Ründelennukeid katsid 117 Jak-7 ja Jak-9 ning 70 LaGG-3 (9., 11.iap, 12. ja 13.iakp). Uputati 2 dessantalust, vahikaater, vigastati transpordilaeva, 2 vahilaeva, vahikaatrit, 2 traalerit ja 2 dessantalust. 4 LaGG-3 (11.iap) fotografeerisid ründelennukite tegevuse tulemusi. Õhutõrje tulistas alla 2 Il-2.
57 lennukit Il-2 (8.gshap, 35.shakp, 47.shap ja 7.gpshakp), lennates 4-16 lennukist koosnevates gruppides, ründasid kella 16:10 kuni 18:17 Piisaare ja Ristiniemi lähistel 2 transpordilaeva, 3 dessantalust, 2 torpeedokaatrit, traalerit ja paate, kulutasid 221 FAB-100 ja 196 RS-82. Meeskondade ettekannete põhjal uputati 2 dessantalust, transpordilaev, 4 paati, vigastati traalerit ja süüdati kütuseladu Björkö saarel. Õhutõrje tulistas alla ühe Il-2. Ründelennukeid katsid 16 La-5 (4.giap), 7 Jak-9 ja 30 LaGG-3 (9., 11.iap).

Vihollisen lentotoiminta Itäisellä Suomenlahdella sekä omia että saksalaisia aluksia vastaan on ollut vilkasta. Aputyv. Aunus sai pommiosuman keulakannelle ja on siirtymässä lanteen. Mtv. T-1, saatuaan pommiosuman, tuhoutui tulipalossa. Saksalaisista aluksista M-29, AF-49, R-119, 120 ja emäl. Nettelbeck ovat vaurioituneet.

22.06.1944
93 lennukit Il-2 (7.gpshakp, 8.gshap, 35.shakp ja 47.shap) ja 33 Pe-2 (12.gpbap), kaetuna 75 Jak-9 (12., 13. ja 21.iap), 42 LaGG-3 (9., ja 11.iap) ja 32 La-5 (3., 4.giap ja 10.giakp) poolt, ründasid gruppidena kella 00:38 kuni 14:45 vaenlase tulepunkte Piisaaril, Torsaaril ja Björkös ja vaenlase laevu nende saarte lähistel. Kulutati 24 FAB-250, 467 FAB-100, 313 RS-32 (sic!), uputati dessantalus ja vigastati teist dessantalust Torsaari lähistel, lasti õhku mitu laskemoonaladu ja suruti maha kolme vaenlase patarei tuli Björkös, Torsaaril ja Piisaaril.
6 lennukit Il-2 (47.shap) ründasid kell 17:30 vaenlase patareid Ristiniemis, kulutades 24 FAB-100 ja 20 RS-82.

Ya.Porkkala ampunut alas yhden vihollishävittäjän. Eilisessä ilmahyökkäyksessä omat aputyv:t ampuivat alas yhden Il-2:n ja saksalaiset r-veneet 2 lentokonetta.

Soome paberitest võiks ehk alustada siit (viidetes juhuslikud leheküljed):
Päämaja. Operatiivinen osasto. Merivoimatoimisto 1941-1944 (20920) http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=3542899
Rannikkotykistörykmentti 2 1944-1944 (21562) http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=3197731
Merivoimien esikunta. Operatiivinen osasto. Merisotatoimisto 1944-1944 (26652) http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=5273607
Venekeelne diskussioon: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=2865

Täiendus 07.02.2013.a. lisatud soomlaste info ja viide tsushima.su foorumile
Viimati muutis andrus, 07 Veebr, 2013 21:26, muudetud 1 kord kokku.
Kasutaja avatar
FW Anton
Liige
Postitusi: 1831
Liitunud: 01 Jaan, 2005 20:06
Asukoht: Tallinn
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas FW Anton »

Kas keegi targem mees dešifreeriks lahti Эльва saare nüüdse nime, ei saa ise asjale pihta kuidagi.
Anton - horridoo!
Lemet
Liige
Postitusi: 19913
Liitunud: 12 Apr, 2006 15:49
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas Lemet »

Mul hakkab otsingu "остров Эльва" peale millegipärast Keri saare ilmateateid andma... :scratch:
Errare humanum est-aga veel inimlikum on selle teise kraesse väänamine...
andrus
Liige
Postitusi: 4332
Liitunud: 02 Juul, 2004 11:39
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas andrus »

FW Anton kirjutas:Kas keegi targem mees dešifreeriks lahti Эльва saare nüüdse nime, ei saa ise asjale pihta kuidagi.
Vastus on siinsamas teemas ühes minu postituses juba olemas.
andrus
Liige
Postitusi: 4332
Liitunud: 02 Juul, 2004 11:39
Kontakt:

Re: 47 ShAP ajaloo raamat Internetis

Postitus Postitas andrus »

Statistikat 11. mereväe ründelennuväe diviisi tegutsemise kohta 1944.a. juunis-detsembris. Kommentaaridest loen välje, et kolmandas veerus on ainult lahingukaotused
8gshap-kbf.jpg

47shap-kbf.jpg
https://medved-76.livejournal.com/45734.html Статистика 11 ШАД ВВС КБФ за июнь - декабрь 1944 года. Вызвала разные чувства.
medved-76 kirjutas:Еще по два штурмовика в каждом полку были списаны по боевым или аварийным причинам. В таблицах они не указаны.
Vasta

Kes on foorumil

Kasutajad foorumit lugemas: Registreeritud kasutajaid pole ja 5 külalist