Re: Tsiviil- elik kodanikukaitse tänases Eestis
Postitatud: 21 Okt, 2016 9:03
Kuressaare haigla juures olnud nõukaaegsest varjendist (oli kasutamata muidugi) tehti sellel suvel autode parkimisplats. Hea mitu parkimiskohta sai juurde.
Militaarteemad minevikust kaasaega
https://militaar.net/phpBB2/
Для построения эффективной системы ГО необходимо понимать, какие угрозы могут нас ожидать в ближайшем и отдаленном будущем, к чему надо быть готовым. Исходя из этого, нужно менять наши взгляды и на теорию ГО, и на практические приемы.
Традиционно за основу берется классификация средств поражения, имеющихся на вооружении армии потенциального агрессора. Это, несомненно, важный фактор. Но, на мой взгляд, чтобы эффективно защитить гражданское население, в первую очередь нужно оценивать не поражающие характеристики оружия, а то, какие цели преследуются при его применении. Тогда многие вещи становятся более понятными, очевидными.
Начался этап бурного развития авиации и средств бомбардировки, а в ответ — первых сил обороны в тылу, ставших основой всей современной системы ГО. Вторая мировая война была апогеем этой идеологии: концлагеря, массированные артиллерийские удары по городам, ужасающие бомбардировки Лондона, Москвы и Ленинграда, Дрездена и Токио, Хиросимы и Нагасаки — это ведь все из одной серии, с целью массового уничтожения населения.
Да, ядерное оружие преследовало ту же цель. Основными целями для него всегда были промышленные центры, тыл, население. Война с применением такого оружия до сих пор не началась именно потому, что неизбежен ответный удар, грозящий не просто потерями в армии, а массовым уничтожением главной ценности государства — его населения.
Поэтому десятилетиями, до последнего времени под защиту от прямых ударов тяжелых вооружений выстраивалась гражданская оборона в России.
Наступила эра высокоточных вооружений. Ракеты с дистанции в две тысячи километров поражают цель с точностью в три метра. Дорогостоящий, но "хирургический" инструмент войны.
Казалось бы, облегчение, применять такое оружие по населению никто не станет. Но коварство таится за целями его применения — разрушение инфраструктуры городов, систем жизнеобеспечения и систем управления государством. Формирование вторичных очагов поражения при разрушении потенциально опасных объектов, активизация протестного потенциала населения. На фоне мощного информационного воздействия на население создается глобальная чрезвычайная ситуация площадью, соизмеримой с площадью всего государства или значительной его части.
Цель такой войны — чтобы власти не могли справиться с этой ЧС. Довести население до критического состояния, когда люди согласны на все, лишь бы дети не умирали от голода, холода и болезней. Использовать население в качестве взрывчатого материала, способного взорвать государство изнутри.
Эту методику военные уже отрабатывали на целом ряде "полигонов": в Ираке, в Югославии, в Ливии… Примерно эту же модель мы видим сейчас на Украине, хотя там обошлось вообще без ракет, одной пропагандой. Эти территории нельзя сравнивать по масштабам с Россией, но мы анализируем происходящее, видим закономерности, которые следует спроецировать на систему гражданской обороны РФ.
К сожалению, пока за произошедшими изменениями мы не поспеваем. У нас прекрасные регламенты и планы защитных мероприятий, но с каждым годом они представляются все менее эффективными, их пора корректировать.
Главная проблема заключается в том, что действующая концепция ГО рассматривает только фактор прямого поражения населения от разных видов катастроф и типов оружия, включая ядерное. Но мало рассматривать в динамике ситуацию, которая может развиться в результате этого поражения. Другими словами, у нас есть методика, как защитить людей от ракет, но пока нет алгоритма, как их защищать после применения ракет. А это может оказаться гораздо страшнее. В условиях большой страны предстоит большая кропотливая работа, которой мы сейчас и занимаемся.
Да, но на ее основе и надо выстраивать практические мероприятия, формировать и отрабатывать приемы и способы защиты населения. Сейчас мы знаем три таких классических способа: обеспечение граждан средствами индивидуальной защиты, укрытие в защитных сооружениях и эвакуация. Все они детально прописаны в наших нормативных документах.
Но поменялась физика процесса, и все эти способы требуют существенных изменений. Скажем, у нас для раздачи населению подготовлены десятки миллионов противогазов. Очень хороших, надежных. Они сложены на складах длительного хранения на черный день. Если он наступил, противогазы надо привезти с этих складов, развернуть пункты выдачи, раздать людям и научить пользоваться.
Один пункт раздает в час всего 200-250 противогазов. Легко посчитать, что мы тратим колоссальное количество времени и ресурсов на хранение, освежение этих запасов. Но успеем ли мы ими воспользоваться? Сколько сил, средств и времени нужно будет потратить, чтобы в установленные сроки выдать это населению?
Насколько учтен фактор того, что в условиях, о которых мы говорим, людям вряд ли будут угрожать боевые отравляющие вещества, против которых хороши наши противогазы? Ведь куда большей угрозой могут стать аварийно-химические отравляющие вещества, которые применяются в промышленности: аммиак, хлор. Для них нужны специальные фильтры, и особенно нужны они будут в первые часы после аварии.
Бессмысленно раздавать всему городу надежные, но огромные, неудобные для гражданского населения и не очень эффективные при аварийных выбросах в атмосферу противогазы. Они хороши для солдат, спасателей, военизированных формирований. Но попробуйте надеть его на сердечника, или на беременную женщину, на грудного ребенка!
У нас несколько десятилетий подряд делался упор на строительство крупных защитных сооружений гражданской обороны: убежищ и противорадиационных укрытий. Создано много убежищ повышенной вместимости, способных принять свыше тысячи человек.
В новых реалиях это очень опасно. В Багдаде в 1991 году убежище "Амирия" было уничтожено двумя высокоточными боеприпасами, оснащенными термобаррическими боевыми частями. Свыше 400 человек сгорели заживо. Удар был нанесен в 4 часа утра с тем расчетом, чтобы там было максимальное количество людей. Это было сделано показательно, чтобы все остальные местные жители поняли, что их гражданская оборона не работает, и в убежища они больше не пошли. И тем самым вызвать ожесточение к властям, хотя власти в данном случае были не виноваты.
Переходим к третьему этапу, эвакуации…
— С ней вопросов больше всего. Предложенная нами методика даже среди коллег по МЧС вызывает немало критики.
Сегодня, если появляется угроза ЧС или военной агрессии, мы все обязаны явиться на сборный эвакопункт, где будет происходить регистрация людей и распределение. Но мы живем в мире, где у каждого в семье есть машина, а у некоторых по две. У большинства есть загородные дачи. У очень большой части населения.
Мне кажется, каждый должен подумать, где его семье будет лучше? За городом, в доме с погребом, запасами продуктов, с колодцем, радио и телевизором, знакомыми соседями? Или в незнакомом районе, в подвале или на стадионе, среди толпы испуганных людей, при возможных проблемах со снабжением едой и товарами первой необходимости?
Получается парадоксальная ситуация: людей спасают там, где многим помощь и не нужна. Они могут сесть в автомобиль, взять с собой все необходимое. И смогут этим автомобилем потом пользоваться, если потребуется дальнейшая эвакуация!
— Не начнется ли хаос и не встанут ли дороги в пробках?
— Вопрос только в правильной организации дорожного движения. У нас выезд из города не один, проводите эвакуацию спокойно, сделайте это не за 12 часов, а растяните на больший срок. Все спокойно уедут, будут чувствовать себя гораздо более спокойно и уверенно.
А сохраненные ресурсы мы тогда сможем с куда большей эффективностью направить на оказание помощи тем, кто реально не может сам уехать. У кого нет машины или родственников в соседней деревне, у кого маленькие дети, кто болен и не способен эвакуироваться без посторонней помощи.
А самое главное, в некоторых случаях, возможно, вовсе и не надо эвакуацию проводить. Критерии и нормативы для этой процедуры нужно уточнять и конкретизировать. Потому что, создавая сумятицу и панику, мы как раз и будем служить тем целям, которые преследует противник, — пытаться довести общество до критического состояния. Эвакуация должна проводиться лишь в самых крайних случаях.
Если мы рассматриваем тему с точки зрения военной агрессии нового типа, стоит существенно усилить роль такого элемента гражданской обороны, как маскировка.
Kogu artikkel siin:И еще одна немаловажная задача — нам нужно не только знать все это самим, но и население обучать, как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации. Население должно уметь организоваться и защитить себя.
Каждый гражданин должен понимать, что масштабы современных катастроф могут быть огромны, что он — гражданин — и есть тот боец гражданской обороны, от которого зависит его личная безопасность, безопасность его семьи, его соседей по лестничной площадке. Без преувеличения — безопасность его города, безопасность всего государства. Только тогда мы сможем сказать, что система гражданской обороны у нас действительно работает.
Selle väitega ei saa nõustuda. RAND-i uuring väitis, et vaindlane on linnaväravas maksimaalselt 48 tunniga. OK, see oli selge liialdus. Aga tõetera on seal nii palju sees, et maastikul võib ta väga kiiresti edasi liikuda.Mercurius kirjutas:Selleks ajaks, kui viimane vastaseis Suur-Tallinna all (või kusagil mujal) aset leiab, on juba piisavalt kärtsu ja mürtsu (ka asulates) tehtud.
Tipp-topp mõtlemine rahu peab nõudma ikka rünnatava käest mitte ründaja.Mercurius kirjutas:Ma küll nii kindel ei oleks, et kui Tallinn tule alla jääb, siis 150000 (kaks lauluväljakutäit) kaasmaalast keldritesse külma, nälja ja janu trotsides kükitama jäävad. Palju efektiivsem oleks ju Toompeale ja Kadriorgu rahu nõudma minna. Ja kui rahu valitsus ei sõlmi siis lähevad keldritesse vagusi tagasi?
Sellega võiks tõesti meie strateegilise kommunikatsiooni nõunik tegeleda, aga ma ei usu, et tal vastavat autoriteeti ajakirjandusvaldkonnas nii palju on.Yks kirjutas: Kuskilt peaks kommertsmeedia omanikele siiski kohale jõudma, et ajakirjandusvabadus ja ilkumine, mis mõjub vastupropagandana, on siiski kaks eri asja ning omanikel on siiski õigus ja lausa kohustus teatavates asjades oma alluvaid "instrueerida".
No "evakuatsiooniga" on selline asi ilmselt, et sellele protsessile peab eelnema midagi.Pigem peaks läbi mõtlema, kuidas evakueerida tuhanded erivajadusega inimesed, hooldajad ja hooldatavad s h mida teha eakatega, kes keelduvad oma kodust lahkumast jne. Ja mis kõige tähtsam: mille peale evakuatsioon käivitada, et sellega mitte hiljaks jääda.
Väga hea pilt ju...mis allikas? Ja kus kohast, kui on teada - mina praegu esimese hooga välja ei mõtle...Mercurius kirjutas:
KOLONN: Grupp demonstrante Tallinna äärelinnas 1940. aasta 21. juunil. Kolonnis lauldi revolutsioonilisi laule, kanti loosungeid ning ülistati Nõukogude juhte. Päev algas varahommikul ja lõppes hilisõhtul Toompeal. (EESTI AJALOOMUUSEUM)