Eho Moskvõ sisaldab väga huvitavat intevjuud Hodorkovskiga.
http://www.echo.msk.ru/programs/focus/1453652-echo/
Putini erinevuste kohta Hodorkovskiga võrreldes
Вопрос в том, что методы, которыми он пользуется, вследствие того, что у него не было управленческого опыта, именно опыта управления гражданскими структурами, они не ведут к заявленным целям.
...
К глубокому сожалению, это ровно то, о чем я постоянно говорю людям: сильное государство и самовольный авторитарный правитель – не одно и то же. Все 15 лет мы имеем дело с видимостью управления. Мы имеем дело с видимость сильного государства. Государство может делать все, что угодно, точнее его авторитарный правитель – это правда. Но то, что страна управляется – этого сказать нельзя. Я, слава богу, имел возможности за эти годы побывать в разных регионах, и я вижу, что, в общем, Москва живет сама по себе – страна живет сама по себе. Это совершенно, к глубоком сожалению, я еще раз скажу: плохоуправляемая структура. Поэтому, набрал ли он опыта? Ну, наверное, в интриге опыт он действительно набрал, в том числе, и международные интриги. А набрал ли он опыт управления страной? Ну, судя по тому, как он продолжает разрушать государственные институты, переводя их в режим личностного управления, страной он управлять по-прежнему не умеет.
...
В этом-то и проблема Путина, что можно быть авторитарным в отношении управления бюрократией, и это, наверное, нормально. Но нельзя быть авторитарным в управлении таким огромным объектом, как Россия. Не потому, что это плохо, не морально – это все можно… это не для управленцев разговор, это просто неэффективно. Ровно поэтому я и говорю, что страна управляема плохо, потому что она управляема не институтами, а авторитарными методами. И, конечно, я не вижу эти методы похожими на те, которые бы видел я.
Kuhu Putin liigub?
Он не рассматривает кризис как возможность, он не ищет возможности в инновациях. Я сейчас в данном случае имею в виду не только экономические инновации, естественно, но и социальные, политические инновации. Он боится инноваций, привносимых независимой оппозицией, независимыми СМИ, какими-то интересными и, пускай влиятельными, людьми. Для него это риски, во-первых. И он думает, как эти риски подавить. Он не думает о них, как о возможностях, которые нужно использовать. Вот в этом принципиальная разница. И когда мы смотрим и прогнозируем действия Путина, мы должны понимать, что, во-первых, он будет рассматривать любое телодвижение, как риск, он будет пытаться минимизировать этот риск.
И вот это вот результат 15-ти лет существования в тепличном окружении, чем далее, тем более тепличном окружении, я имею в виду, дворцовом окружении, это то, что он стал эмоционален. То есть, наверное, он и раньше был эмоционален, я не психолог, для того чтобы оценивать собственно личность человека, но сейчас он позволяет себе действовать в соответствии со своими эмоциями, в соответствии со своим настроением. То есть, не надо искать, вот если вы хотите объяснить действия Владимира Владимировича, не надо искать длинного стратегического целеполагания. Подумайте о том, как бы действовал человек, боящийся рисков и рефлексирующий, и вы объясните себе почти все его шаги.
Aga miks võttis Putin riske Krimmi ja Ukrainaga seoses, kui ta neid väldib?
О, вот в данном случае на вашем месте я бы, конечно, говорил то же самое, что говорите вы, но мы-то с вами понимаем, что для Владимира Владимировича Янукович, которого выкинул его собственный народ в связи с тем, что тот допустил безумную коррупцию, это риск повторения такой же ситуации в России.
...
Он взвесил для себя риски, и был вопрос: чего он эмоционально больше испугался. Эмоционально он считает, что Запад, который являлся бы риском, это не страшно, а вот общество российское, способное к восприятию примера снесения коррумпированного государства – вот это риск страшный. И вот здесь возникла рефлексия.
Võimalikud arengud Venemaal
Я считаю, что любое дальнейшее закручивание гаек после Путина будет возможно лишь на крайне короткое время. Путин, несомненно, к концу своего правления догуляется до максимального предела в сфере закручивания гаек, потому что, ну, мы видим тренд, к которому он двигается, и мы видим, что для такой большой страны, как наша, осталось, в общем, не так много пройти.
Так вот, если к власти придут те, кто выступает за дальнейшее закручивание гаек – ну что ж, наверное, сценарий, который дальше будет развиваться, он тот, о котором мы только что говорили: проблемы в национальных автономиях, проблемы в регионах, прилежащих к национальным автономиям. И, в результате, очередной виток кровавого колеса. Очень бы этого не хотелось.
Я очень надеюсь, что нам удастся – нам, в данном случае я говорю, европейски ориентированной части российского общества – удастся предложить обществу иную модель. Вот мы ее сейчас предлагаем. А для того, чтобы общество согласилось с этой моделью, мы предлагаем ее разбить на два этапа.
Первый этап: коллеги, не обсуждаем вопросы крымов, социальных обязательств государства, роли государства в экономике. Вот как оно есть, так оно есть, да? Решаем вопрос правового государства и готовим выборы. Дальше вы приходите на выборы, дорогие граждане, и решаете, что вам хочется. Но вы уже решаете это на честных выборах, когда все участники этих выборов имеют возможность предложить вам свои программы и честно их отстаивать. Может быть, в результате этого мы выберем кого-нибудь, вот как Венгрия, там, выбрала – ну, ладно, тогда нашему, вернее, Олеся, вашему поколению предстоит расплатиться за свою ошибку.