Kuskil venekeelses netis oli selle pika kiirraudtee kohta ju põhjalik jutt, kus Venemaa kohta polnud sõnagi. Lõpp-punktidena olid seal vistist kirjas Rotterdam, Barcelona ja London. Esmalt läbi Kasashtani, sealt siis edasi läbi Türgi. Moskva oleks sellisel juhul vaid mingi harurada, mis lastaks venelastel ilmselt oma kulu ja kirjadega valmis ehitada. Nagu gaasijuhegi...
EDIT: Sihuke jutt siis Tokios resideeruvalt vene ajakirjanikult...ehitatud on seda juba 1776 kilomeetrit, teist pikka lõiku ehitatakse täie tempoga Pekingist, sõiduaeg väheneb 40 tunnilt 16 tunnile, seejärel Kasashtan, ka Euroopa suunal tehakse ettevalmistusi...
Евразийский союз создадут китайцы?
автор Василий Головнин журналист, Токио
На этой неделе без особого глобального шума на крайнем северо-западе Китая произошло событие, которое существенно подхлестывает грандиозный процесс изменения облика Евразии в нынешнем столетии.
16 ноября был открыт участок новенькой скоростной железной дороги, соединившей Урумчи, административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района, с расположенным там же городом Хами. К концу декабря трасса, по которой поезда уже ходят со скоростью свыше 200 км в час, вырастет до 1776 километров. В 2017 году ее планируется соединить с такой же линией, которую сейчас энергично тянут с другого конца страны – из столичного Пекина.
Короче, после долгих разговоров и проработки технических проектов Китай сделал еще один крупный практический шаг к выполнению своего стратегического плана - построения в Евразии на территориях южнее России грандиозного многопланового транспортно-экномического коридора, Нового Шелкового пути.
Он будет стартовать в Пекине и других мегаполисах востока КНР, а заканчиваться, возможно, в Лондоне, Роттердаме или Барселоне.
Трасса Пекин-Урумчи сократит время движения между этими городами с нынешних 41 до 16 часов.
Затем, как предполагается, линия скоростных поездов пойдет за границу – вначале в Казахстан. «Поднят занавес грандиозной хозяйственной интеграции в экономическом коридоре по Шелковому пути»,- с некоторым пафосом писала в связи с этим главная китайская газета «Женьминь жибао».
«Скоростные железные дороги в сторону Европы – только часть замысла. Новый Шелковый путь предполагает строительство в этом коридоре и других железнодорожных трасс, скоростных автомобильных шоссе, электростанций и «умных» систем электропередачи, сборочных заводов, разработку полезных ископаемых. Самая современная транспортная инфраструктура призвана объединить все это в единый хозяйственный комплекс, где скорость и ритмичность перевозок станет важным фактором снижения издержек.
На Западе отдельные компоненты будущего единого Нового Шелкового Пути уже сооружаются – и совсем не обязательно с китайским участием.
Например, в него может влиться железнодорожная трасса с запада на восток Турции с современным туннелем под Босфором, который построил японо-турецкий консорциум. Одновременно новые автомобильные дороги уже тянутся из китайского Синьцзяна в соседние страны бывшей советской Центральной Азии и затем с еще дальше на Запад. Нужно понимать – это будет не одна единая ветка через Евразию, а целый комплекс путей, чья окончательная конфигурация пока не определена. И будет во многом зависеть от политической и военной ситуации в этом гигантском коридоре.
Движению из Китая в Европу мешает, например, Каспийское море, поскольку перегрузка на суда и потом опять на поезда и автомобили сбивает темпы и повышает себестоимость.
Эксперты, поэтому, не исключают южного сухопутного коридора через Иран, однако пока его создание по политическим причинам маловероятно.
В любом случае Пекин намерен играть ключевую роль в этом долговременном стратегическом проекте перестройки Евразии.
И уж конечно, держать в своих руках инициативу в зоне к востоку от Каспия. Кстати, о концепции Нового Шелкового пути председатель КНР Си Цзиньпин официально объявил в сентябре прошлого года во время визита в Казахстан. В начале нынешнего месяца он же сообщил, что в Фонд Шелкового пути будут внесены 40 миллиардов долларов. Финансировать проекты будет и создаваемый Пекином Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с уставным капиталом до 100 миллиардов долларов.
К проекту Экономического пояса Нового Шелкового пути предполагается подключить схожие транспортно-хозяйственные коридоры, которые Пекин уже создает в Юго-Восточной Азии.
Они будут дополнены и т.н. Морским Шелковым путем. Не лишне напомнить, что Китай на конец прошлого года уже имел самую протяженную в мире сеть скоростных железных дорог общей длиной более 14 тыс/ километров.
Масштабные, подкрепленные солидными финансами китайские планы, конечно, создают конкурентную угрозу российскому Транссибу.
Однако соперничество в сфере континентальных перевозок – это лишь малая часть проблемы.
По сути, Пекин методами инвестиций и применения новейших технологий планирует создать собственное Евразийское сообщество, несравнимо более грандиозное, чем планы Москвы на этом же направлении.
В свой Экономический коридор на Запад, судя по всему, китайцы готовы в случае соответствующих договоренностей вполне дружелюбно включить и российские возможности в сфере транспорта и экономики. Как возможный северный компонент все того же Великого Шелкового пути.
Errare humanum est-aga veel inimlikum on selle teise kraesse väänamine...