Soome kolleegidel on vastuolulisi andmeid, et detsember '39 algul käisid Soveti laevad Tallinnas, laevu remontimas ja haavatuid toomas. Küsiti, kas:
- selle kohta on midagi Eesti tollases ajakirjanduses;
- selle kohta on midagi välja tulnud Eesti arhiivides.
Võitlused Hanko all sügis 1939
Võitlused Hanko all sügis 1939
Kindlusarhitektuur on osa meie elukeskkonnast
Re: Võitlused Hanko all sügis 1939
Vene keeles, mitmed osalejad on pädevad: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=6316
Re: Võitlused Hanko all sügis 1939
Tiktokker või säutsuja või blogija aastast 1939:
Tea, kas tema jutus midagi tõele vastab
Tea, kas tema jutus midagi tõele vastab
Текст из "Советско-финляндской войны на море". Написана в 1940-1941 гг, опубликована в 1945 г. до 1989 г. секретная:
"Киров" и эскадренных миноносцев "Стремитель¬ный" и "Сметливый". Весь день отряд продвигался на север в 10—25 милях от берегов Латвии и Эстонии, идя 24-узловым ходом и переменными курсами. На пути от Лиепаи до маяка Ристна (на западной оконечности острова Даго) отряд встретил только латвийский и несколько германских транспортов, не возбудивших никаких подозрений. Подходя к маяку Ристна, отряд в 15.40 обнаружил на юго-восток от себя самолет неизвестной национальности. Самолет этот около часа наблюдал за нашими кораблями и; в 16.35 скрылся в нордовом направлении. В 16.05 отряд повернул от маяка Ристна на остров Аланд и шел этим курсом до наступления полной темноты. В 17.30 корабли вновь повернули, подошли к шведскому побережью, в районе маяка Альмагрундет, а 1 декабря в 1.27 стали на якорь у острова Хиумаа в 40 кб к северу от маяка Кыпу.
В 23.45 30 ноября командир отряда легких сил получил от командования КБФ радиограмму, в которой крейсеру "Киров" была поставлена новая задача: 1 декабря он должен был обстрелять 234-мм батарею противника, находившуюся на острове Руссарё, выпустив по ней 27 снарядов. Вместе с тем командиру отряда было запрещено находиться под обстрелом береговой батареи и предлага-лось учитывать возможное присутствие подводных лодок противника. Но в радиограмме не было указано самого главного — цели, которой следовало добиться обстрелом. Точное местонахождение батареи на крейсере не было известно, и было решено произвести обстрел площади к осту от маяка Руссарё. Исходя из имевшихся справочных данных о дальнобойности батареи, было намечено от-крыть огонь с позиции, находившейся в 105 кб на юго-восток от маяка. Стрелять предполагали на хо-ду, идя курсом 240°. Командир отряда легких сил решил произвести обстрел в 9.30, сразу после вос-хода солнца. Миноносцам было приказано охранять крейсер от подводных лодок противника, и все корабли должны были во время обстрела ходить с поставленными параваннымй охранителями. Сле-дует отметить, что места позиций наших подводных лодок, действовавших в смежных районах, не были известны командиру отряда легких сил.
1 декабря в 6.35 отряд снялся с якоря и пошел к Ханко выполнять задачу. Перед самым вос-ходом солнца, в 8.55 справа, на курсовом угле около 45°, крейсер "Киров" обнаружил подводную лодку в надводном положении. Уже было решено обстрелять ее, но в это время лодка дала опознавательный сигнал и оказалась нашей подводной лодкой "С-1".
В 9 часов нашел туман, который держался до 10.20. После этого видимость стала очень хо-рошей, но большая рефракция приподняла очертания берега и очень усложнила ориентировку на местности. Крейсер повернул и пятнадцатиузловым ходом пошел прямо на остров Руссарё. В 10.49 по пеленгу 260° был замечен силуэт корабля, который был принят за броненосец береговой обороны. Тем не менее, подойдя к маяку Руссарё на расстояние 110 кб, крейсер "Киров" в 10.53 лег на курс 240° и приготовился открыть огонь. Этот курс вел прямо на финское минное заграждение, которое было обнаружено позднее подводной лодкой "М-78". В 10.54 батарея противника произвела первый залп, упавший перелетом. Крейсер увеличил ход до 24 узлов, лег на курс 210° и в 10.57 открыл огонь по батарее противника. Задержка с открытием огня произошла потому, что командно-дальномерный пункт и управляющий огнем не видели противника, несмотря на его огонь. В 11.08, выпустив 35 снарядов, крейсер прекратил обстрел и лег на курс 185°, а в 11.09 упал последний залп противника недолетом в 70—80 м за кормой. За весь бой ни один снаряд противника не попал в наши корабли. Нашей стрельбой был вызван пожар на острове Руссарё, но повредить батарею не удалось. В результате этого боя удалось установить, что дальность огня батареи достигала 120 кб.
Неосторожная посылка крейсера "Киров" для обстрела батарей Руссаре без тральщиков и самолетов-истребителей, а также без достаточного противолодочного охранения могла бы кончиться крупным повреждением единственного крейсера КБФ. Отойдя от берега противника на 25 миль, крейсер "Киров" приступил к уборке параванного охранителя и с 12.25 до 13.24 на виду у противника стоял посреди залива без хода, так как при уборке было повреждено подъемное устройство . Таким образом крейсер в течение часа подвергал себя опасности быть атакованным подводной лодкой противника. Два эскадренных миноносца, ходившие в это время вокруг корабля, не могли обеспечить его в полной мере от атак подводных лодок.
Убрав параванные охранители, отряд двадцатиузловым ходом пошел на вест переменными курсами. Вскоре после захода солнца было получено приказание итти в Лиепаю, и в это же время к весту от крейсера был обнаружен эстонский транспорт. В 18 часов после осмотра пустой эстонский транспорт был отпущен, а отряд дал ход и пошел в Лиепаю. 2 декабря ночью крейсер "Киров" и оба эскадренных миноносца стали на якорь в лиепайском аванпорте".
Kes on foorumil
Kasutajad foorumit lugemas: Registreeritud kasutajaid pole ja 1 külaline